Запросить демо
Запросить демо

Информационный стиль. Штампы

08.02.2024

Содержание статьи:

Информационный стиль отсутствует в учебниках по стилистике русского языка, его рассматривают как набор принципов для составления качественного текста в любом жанре, от разговорного до научного. Для удобства, мы будем называть его далее стилем.

Иногда после прочтения текста возникает ощущение, что мы впустую потратили время и, несмотря на многообещающий заголовок, не получили ответов на вопросы. Только столкнувшись в реальной жизни с бесполезной информацией, мы осознаем, что школьные вопросы «О чем этот текст?» и «Что хотел сказать автор?» отнюдь не пустые. Именно они формируют правильный подход к оценке информации из книги.

Основным недостатком информационного стиля, мешающим воспринимать содержание текста, является употребление штампов, клише и шаблонных фраз. Они приводят к потере оригинальности и утомлению аудитории. Действительно, такие фразы как «находиться на переднем крае технологий», «идти в ногу со временем», «высокое качество обслуживания», «работать на благо общества», «имеет место быть» и т.п. не несут никакой информации для читателя. Это та самая «вода», которую наш мозг фильтрует при восприятии текста, пытаясь выловить в этом потоке крупицы дельной мысли.

В этой статье вы узнаете о том, что такое штамп, как избегать штампов и создавать интересный контент.

«По гамбургскому счету»: что такое штамп?

В стилистике понятие «штамп» обозначает устойчивый оборот, выражение или фигура речи (метафору, эпитет, сравнение), который используется в тексте или речи очень часто, отчего становится банальным или избитым. Штампами могут быть фразы, словосочетания, конструкции, даже отдельные слова, которые часто повторяются в однотипных контекстах.

Если судить по гамбургскому счету (кстати, тоже штампованное выражение), всё, абсолютно всё, что мы говорим и пишем, можно назвать штампом, поскольку каждое слово произносилось миллиарды раз и не несет в себе ничего оригинального. Однако некоторые фразы все-таки более «заезжены» и «затерты», чем другие. Именно их и следует избегать при создании текста.

Использование штампов может привести к утрате… нет, не оригинальности, но индивидуальности высказывания. Уникальность (индивидуальность) текста – это своеобразная марка качества и дань уважения читательской аудитории.

Если же контент построен с помощью клишированных фраз, он, несомненно, теряет выразительность, смысл и становится трудным для понимания. Поэтому важно внимательно относиться к использованию штампов в стиле речи и уметь их избегать или заменять аналогами, чтобы текст или высказывание звучали более ярко.

«Знать врага в лицо»: какие бывают штампы?

Если смотреть на информационное поле как на поле битвы, то штампы и клише – это те самые враги, с которыми надо бороться. Штампы можно разделить на следующие категории:

  • Фразы, которые призваны «завуалировать» реальную информацию. Например: «высокое качество» (при этом не говорится, насколько оно высокое), «мировой лидер» (не известно, кто назначил данную компанию «мировым лидером») и т.д. Согласно закону о рекламе необоснованное заявление первенства является нарушением и подлежит контролю со стороны Антимонопольной службы. Если автор текста называет себя «номером 1» или «мировым лидером», он должен привести критерий, по которому производится данное сравнение.
  • Пустые фразы, лишенные конкретики и содержания: «работаем на рынке уже много лет», «стремимся к успеху», «наша компания всегда на шаг впереди».
  • Фразы, используемые по привычке (без реальной необходимости): «в наше непростое время», «каждый день — новые вызовы».
  • Официальные, бюрократические обороты (канцеляризмы): «с целью повышения эффективности», «в свете вышесказанного», «в свете изложенного», «в целях оптимизации процессов» и т.п. Канцеляризмы в информационном стиле – это формулировки, которые типичны для официальных документов, служебных записок, бизнес-коммуникаций и других деловых текстов. Они могут создавать ощущение официальности и серьезности, но также могут затруднять понимание или звучать надуманно. Например: «В соответствии с предположениями, высказанными в докладе, предлагается принять меры по оптимизации эффективности производственных процессов с целью достижения максимально возможного уровня результативности.«

Постарайтесь избегать этих клише. Это поможет сделать информацию более ясной, точной и интересной для аудитории.

«Черным по белому»: как писать в информационном стиле?

Информационный текст воспринимается читателем как информационный, если автор соблюдает следующие требования к стилю:

  • Ясность и доступность. Используйте простой язык и избегайте излишне сложных предложений. Постарайтесь сформулировать свои мысли четко и ясно, чтобы сообщение было понятно широкой аудитории.
  • Формальность. Старайтесь использовать формальные речевые выражения, но не ударяйтесь в крайности. Небольшое количество «канцелярских» формулировок поможет сделать ваш текст соответствующим стилю. Если в тексте избыток шаблонных фраз, можно попробовать заменить их на более оригинальные выражения. Для этого можно использовать синонимы, переформулировать предложения или добавить дополнительную информацию, чтобы сделать текст более содержательным.
  • Точность. Избегайте использования двусмысленных терминов и нечетких выражений. Пишите точно и конкретно, предоставляйте необходимую информацию, не уходя от сути.

Помните, что главная задача информационного стиля – донести информацию до читателя ясно, понятно и без излишеств.

«С плеч долой»: как избавиться от клише и штампов?

Давайте разберем на конкретных примерах, как распознавать штампы и как их избегать. Примеры представлены в виде таблицы, в которой слева приводятся предложения с клише, а справа даются рекомендации по созданию более оригинального текста.

Примеры штамповКак избавиться от штампов? (советы)
Во всем мире наблюдается огромный интерес к данной теме.Чтобы фраза не звучала голословно, необходимо использовать конкретные данные или примеры, которые подтверждают интерес к данной теме.
Эксперты считают, что это является ключевым фактором успеха.Текст будет звучать лучше, если уточнить имена экспертов и их конкретные научные исследования, которые подтверждают данное высказывание.
Это является важным шагом для компании.Описать, какие конкретные изменения или решения были приняты компанией и как они будут влиять на ее деятельность.
Многие люди считают…Привести результаты опроса или исследования, которые подтверждают данное мнение.
Это приведет к кардинальным изменениям в отрасли.Описать конкретные изменения и их потенциальное воздействие на отрасль.
Это является краеугольным камнем в современном обществе.Подробно описать, как именно данное явление или событие влияет на конкретные аспекты общественной жизни, привести примеры и дать анализ.
Это стало неотъемлемой частью нашей культуры.Описать, как данное явление влияет на культуру, привести конкретные примеры и анализ научных исследований.
Это является ключевым элементом в сфере бизнеса.Уточнить конкретные характеристики данного элемента, его значение для бизнеса, привести примеры успешного применения данного элемента в бизнесе.
Многие считают, что это является главным вопросом нашего времени.Привести результаты исследований, опросов или мнений экспертов, которые подтверждают статус данного вопроса как главного в современном обществе.
Наша компания стремится к инновационным решениям в сфере технологий. Мы ищем партнеров, готовых присоединиться к нашему эксперименту и погрузиться в мир новых возможностей. Мы ценим ваше участие и гарантируем высокую степень вовлеченности в наш процесс.Необходимо пояснить, что именно стоит за выражениями «инновационные решения», «новые возможности» и «высокая степень вовлеченности».

Если у вас нет времени на развернутые подробные описания и приведение различных доводов и аргументов, как указано в таблице выше, можно попробовать метод перефразирования. Это позволит трансформировать клише и штампы в более нейтральный текст:

Примеры штамповПерефразированный вариант
Уникальное предложение, которое вы не сможете отклонить.Наш продукт предлагает новый уровень качества, которого нет у конкурентов.
Лучший продукт на рынке с невероятной скидкой.Наш продукт выделяется своим качеством на фоне остальных на рынке. Плюс мы предлагаем скидку 25%.
Покупай сейчас и получи бонусы!Приобретая наш продукт сейчас, вы получаете кэшбек и скидку на будущие покупки.
Наши товары — лучшее вложение в ваше будущее.Наш продукт поможет вам создать качественное и безопасное будущее для вас и вашей семьи.

Приведенные в таблицах примеры характерны для различных текстов информационного стиля, таких как газетные статьи и сообщения, рекламные объявления, пресс-релизы, блоги, онлайн-статьи, а также для различной документации, сопровождающей тот или иной продукт. В зависимости от целей публикации данные тексты могут различаться по степени эмоциональной и информационной насыщенности.

* * *

При создании контента начинающим авторам рекомендуется избегать штампов, заменяя их уникальными и конкретными выражениями. Такой подход способствует оригинальному и интересному звучанию информации для аудитории.

В информационном стиле следует избегать ошибки использования неоднозначных или субъективных фраз, которые могут вызвать недопонимание у читателя. Следует ограничить применение сложных конструкций, а также не стоит злоупотреблять сленгом и жаргоном. Вместо этого, в информационном стиле важно использовать четкие, точные и объективные выражения, чтобы сообщение было понятным и доступным для аудитории. Это позволит привлечь новых читателей и поддерживать лояльность существующей аудитории.