Запросить демо

Вебинар о Лучших практиках единого источника · 25 июня 2024, 18:00 (МСК)

Зарегистрироваться
Запросить демо

Спринты и особенности создания пользовательской документации

07.06.2024

Содержание статьи:

Спринты можно рассматривать как арену для инноваций, обучения и плодотворного сотрудничества команды техписателей и разработчиков.

Представьте, что рабочий день в вашей компании начинается с планирования. Команда разработчиков и технических писателей собирается вместе, чтобы определить цели спринта и распределить задачи, изучить функциональные требования и создать карту приоритетов.

Каждый следующий день команда проводит 15-минутную встречу, на которой участники информируют друг друга о своем прогрессе и обсуждают препятствия. Это обеспечивает прозрачность и помогает координировать работу.

10-дневный спринт завершается ретроспективой. Команда собирается, чтобы обсудить сильные и слабые стороны спринта и определить моменты, которые требуют улучшения.

А затем начинается новый спринт. Цикл повторяется, и команда продолжает создавать инновационные ИТ-продукты.

В этом блоге мы подробно расскажем о том, что такое спринты, какова их роль в разработке программного обеспечения, о месте спринтов в методологии Scrum и Agile, что такое циклы спринтов и как правильно их запланировать и реализовать, а также о правилах автоматизации спринтов в Jira для оптимизации процесса работы с задачами.

Что такое спринты в методологии scrum и agile?

Спринты – это короткие (обычно 1-4 недели) циклы времени, в течение которых команда выполняет работу по созданию продукта. Во время спринта команда фокусируется на выполнении конкретных задач и целей (бэклог задач), определенных на начало спринта. В конце каждого спринта предусмотрено обязательное событие под названием «Спринт-ревью», в рамках которого команда анализирует свою работу и определяет, что можно улучшить в следующем спринте, а также представляет результаты своей работы заказчику или стейкхолдерам.

Спринты являются элементами методологий Scrum и Agile, которые используются для управления проектами разработки программного обеспечения.

Scrum – это методология гибкой разработки программного обеспечения, основанная на итеративном и инкрементальном подходе к работе. Основными элементами Scrum являются роли (Scrum Master, Product Owner, Development Team), события (спринты, просмотры продукта, планирование спринта, ретроспективы) и артефакты (бэклог продукта, бэклог спринта, инкремент).

В переводе с английского scrum – это собрание, совещание, синоним слова «митинг». Такое название связано с тем, что одним из основных элементов методологии являются «скрам-митинги» – 15-минутные ежедневные совещания. Если искать в словаре русский аналог, то это очень похоже на так называемые «летучки» – короткие собрания в начале дня, проводимые с целью сориентироваться по целям, получить задачи и узнать об уже достигнутых результатах.

Спринты – это фиксированные временные интервалы обычно от 1 до 4 недель, в течение которых команда разработчиков работает над определенным набором задач. Каждый спринт начинается с планирования, в ходе которого команда определяет, что они будут делать в течение спринта, и заканчивается демонстрацией работы (инкремента, от англ. increment – нарастание, накопление, пошаговое выполнение) заказчику или другим заинтересованным сторонам.

Agile (от англ. гибкий, подвижный, быстрый) – это широкий набор принципов и ценностей разработки программного обеспечения, направленных на улучшение способности команд быстро и гибко реагировать на изменения требований и условий. Scrum является одной из самых популярных методологий Agile и упорядочивает работу команды с помощью спринтов.

Таким образом, связь между спринтами и методологиями Scrum и Agile заключается в том, что спринты являются основным элементом Scrum и используются для достижения принципов и ценностей Agile разработки программного обеспечения.

Среди принципов Agile выделяются следующие:

  • Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов. Agile ставит акцент на командную работу и эффективное взаимодействие между участниками проекта.
  • Работающее программное обеспечение важнее исчерпывающей документации. Agile признает, что главной целью разработки является создание работающего продукта, а не избыточная документация. Другими словами, документация не должна «тормозить» создание продукта.
  • Сотрудничество с заказчиком важнее обсуждения условий контракта. Agile предпочитает постоянное взаимодействие с заказчиком и готовность к изменениям в процессе разработки.
  • Готовность к изменениям важнее следования плану. Agile признает, что требования к проекту могут меняться, и ставит акцент на гибкость и способность к адаптации.
  • Уделять внимание техническому совершенствованию и программированию. Agile выделяет важность постоянного улучшения технического уровня разработки и продукта.
  • Процессы и методы важны, однако главное – самоорганизованные команды. Agile поддерживает и стимулирует самоорганизацию команды разработчиков.
  • Регулярное обновление и адаптация. Agile призывает к постоянному мониторингу результатов работы и корректировке стратегии на основе этой информации.

Принципы Agile были разработаны группой программистов, работавших над программным обеспечением в 2001 году. Эта группа создала Манифест Agile, который включает в себя 12 принципов, важных для разработки программного обеспечения. Эти принципы были сформулированы на заседании 17 представителей Agile-сообщества, которое прошло в городе Сноукридж, штат Вашингтон, 11-13 февраля 2001 года.

Циклы спринтов в методологии scrum и как их выполнять?

Говоря о спринтах в контексте scrum и agile, разработчики пользуются определенной терминологией, на которой стоит остановиться подробнее.

Циклы спринтов в методологии Scrum представляют собой периоды времени, обычно от 2 до 4 недель, в течение которых команда разработчиков работает над определенным набором задач. Целью каждого спринта является создание готового продукта или его части – главное, чтобы результат можно было представить заказчику.

Планирование спринта является первым этапом цикла и происходит на планировочном совещании. На этом совещании команда и владелец продукта обсуждают и уточняют требования к продукту (программе), определяют цели и задачи спринта, планируют и распределяют задачи между участниками команды.

Бэклог задач представляет собой список всех задач, которые необходимо выполнить для достижения целей проекта. Владелец продукта осуществляет управление бэклогом задач и определяет их приоритеты.

Бэклог спринта является подмножеством бэклога задач и содержит конкретные задачи и цели, которые будут выполнены в рамках текущего спринта.

Scrum-совещания, или стендапы, проводятся ежедневно и направлены на координацию работ команды. Каждый участник команды рассказывает о своем прогрессе, проблемах и планах на день. Это те самые «летучки» или «планерки», о которых мы говорили ранее.

Обзор итогов спринта проводится в конце спринта и включает демонстрацию готового продукта заказчику. На этом совещании обсуждаются результаты работы и обратная связь.

Ретроспектива спринта (спринт-ревью) проводится также в конце спринта и направлена на анализ прошедших двух недель работы (аналитика). Целью ретроспективы является определение сильных и слабых сторон работы команды, а также выявление улучшений, которые можно внести в работу.

Различие между обзором итогов спринта и ретроспективой состоит в целевой аудитории: обзор итогов ориентирован на заказчика, а ретроспектива проводится для внутренней аудитории разработчиков.

Рекомендации при работе со спринтами

Работа со спринтами – это один из ключевых аспектов успешной деятельности. Спринты помогают организовать работу, улучшить продуктивность и достичь поставленных целей. Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам эффективно работать со спринтами:

  • Задайте себе четкие и конкретные цели на спринт. Определите, что именно вы хотите достичь за определенный период времени и разбейте большой объем работ на небольшие задачи.
  • Планируйте ваш спринт заранее. Создайте список задач на каждую неделю или день спринта, чтобы иметь ясное представление о том, что нужно делать.
  • Установите приоритеты. Определите, какие задачи являются самыми важными и сосредоточьтесь на них в первую очередь.
  • Соблюдайте временные рамки. Помните, что спринт имеет определенную длительность, поэтому важно придерживаться графика и не откладывать задачи на потом.
  • Оставьте время на отдых и восстановление. Работа в спринте может быть интенсивной, поэтому важно предусмотреть время для отдыха и релаксации. Слишком интенсивная работа может привести к «выгоранию».
  • Оценивайте свой прогресс. Периодически анализируйте свои достижения и корректируйте план работы, если это необходимо.

Работа со спринтами может быть чрезвычайно продуктивной и эффективной, если следовать определенным принципам и рекомендациям. Не бойтесь экспериментировать и находить свой собственный эффективный подход к работе в спринтах.

Правила автоматизации спринтов в Jira

Спринты, как итерации в методологии Scrum, представляют собой короткие циклы разработки, в течение которых команда работает над определенным набором задач. Jira – популярный инструмент для управления проектами, приложениями и задачами, который часто используется для планирования и отслеживания спринтов.

Автоматизация спринтов в Jira позволяет оптимизировать процесс работы с задачами в рамках спринта. Например, можно настроить автоматическое создание задач по определенному шаблону при старте нового спринта, автоматическое закрытие задач при завершении спринта и т.д.

Существуют библиотеки шаблонов Jira Automation, которые помогают упростить настройку автоматизации для спринтов. Например, в таких библиотеках можно найти готовые шаблоны для создания задач на основе определенных событий в Jira, создание карточек задач по заданному расписанию и многое другое.

Библиотеки шаблонов Jira Automation помогают упростить настройку автоматизации для спринтов, предоставляя готовые шаблоны действий и правил, которые можно легко настраивать и адаптировать под конкретные потребности команды. Эти шаблоны позволяют быстро создавать автоматические действия, такие как уведомления, изменение статусов задач, создание задач и т.д., что помогает сократить время и ресурсы, затрачиваемые на настройку автоматизации процессов. Таким образом, использование библиотек шаблонов Jira Automation позволяет значительно упростить и ускорить процесс настройки автоматизации для спринтов.

Использование автоматизации спринтов в Jira позволяет сделать процесс работы команды более эффективным и сосредоточиться на выполнении работы, не тратя время на рутинные действия по управлению задачами.

***

Как показывает опыт разработчиков, использование спринтов для создания пользовательской документации имеет ряд преимуществ. Это, в первую очередь, повышенная гибкость: спринты позволяют адаптироваться к меняющимся требованиям и оперативно вносить изменения в документацию. Среди плюсов неоспоримым также является улучшенная коллаборация. Спринты способствуют тесному сотрудничеству между техписателями и разработчиками, что приводит к созданию высококачественной и согласованной документации.

В целом, организация по принципу спринтов ускоряет общий процесс разработки. Разработка документации в спринтах соответствует темпу разработки продукта, обеспечивая своевременный релиз необходимых материалов для пользователей.

Интеграция техписателей в спринты не только повышает эффективность разработки документации, но и гарантирует, что она отвечает потребностям пользователей и соответствует общему качеству продукта.