Запросить демо

Вебинар о Лучших практиках единого источника · 25 июня 2024, 18:00 (МСК)

Зарегистрироваться
Запросить демо

Пользовательская документация: топ-3 примера

19.01.2024

Содержание статьи:

Как мы уже говорили в предыдущих статьях, пользовательская документация бывает очень разной — это могут быть краткие инструкции по установке, подробные руководства по эксплуатации программного обеспечения с пошаговыми скриншотами, функциональные требования для разработчиков или справочники по всем функциям программы для администраторов. 

Однако, при любом формате тех писатель должен продумать структуру документации. Именно от структуры зависит, насколько быстро пользователь сможет найти нужный ему раздел и решить стоящую перед ним задачу. Если же разделение логически непоследовательно или отсутствует возможность полнотекстового поиска по документу — использование такой инструкции может превратиться в настоящую муку.

Мы уже рассматривали типичные ошибки при создании руководств пользователя и способы их решения. Теперь давайте изучим положительные примеры — какие подходы к структурированию и написанию наиболее эффективны и почему, на какие реальные кейсы стоит ориентироваться.

Эффективная структура пользовательской документации

Как уже было сказано, от того, насколько логично выстроена структура документации, зависит удобство ее использования. 

Оптимальная структура определяется целями и назначением документа. Если это подробная инструкция по применению — она может выстраиваться последовательно и описывает шаги процесса. Если справочное руководство по всем функциям системы — можно разбить на разделы по задачам или модулям. Также содержание документации может зависеть от того, составляете вы ее в соответствии со стандартами ГОСТ или нет. 

Принципы организации контента

Есть несколько возможных подходов к разработке и размещению контента с учетом запроса пользователя, которые можно использовать. 

  • Разделение по задачам. Контент структурирован по реальным задачам пользователя, содежит команды («Как сделать X», «Как настроить Y« и т.д.)
  • Группировка по функциям и модулям. Контент разбивается на разделы в соответствии с основными функциями и особенностями продукта.
  • Структурирование по типам информации. Контент разбивается на общие категории и содержит: концептуальную информацию, инструкции, справочные материалы.
  • Пошаговая последовательность. Если для работы с продуктом необходимо пройти обучение или выполнить определенную цепочку действий.

В любом случае исчерпывающая документация должна в итоге охватывать все аспекты продукта. Даже если вам кажется, что пользователь наверняка знает ту или иную информацию, не исключайте ее из руководства. 

Обязательные разделы

Как бы мы ни подходили к разработке документации, ряд разделов можно назвать ключевыми: без них структура вашего руководства не будет эффективной.

  • Вступление: цель создания продукта, решаемые задачи, ключевые преимущества. 
  • Элементы пользовательского интерфейса: предназначение различных экранов и окон.
  • Типовые задачи: конкретные сценарии использования продукта, последовательности действий. 
  • Типовые проблемы и их решения.
  • Часто задаваемые вопросы.
  • Глоссарий: все необходимые термины. 
  • Контакты службы поддержки.

В зависимости от вашего продукта список может расширяться и дополняться такими пунктами, как релизноуты, краткое руководство, API-документация, документация по администрированию и так далее.

Но независимо от количества разделов в оглавлении вашего руководства, стоит помнить о том, как важна актуальность информации в каждом из них. Мало что огорчает пользователя так сильно, как инструкция, которая устарела еще год назад или ссылается на отсутствующие страницы. 

Навигация и поиск в документации

Чем сложнее ваш продукт, тем объемнее документация к нему. А значит, тем важнее обеспечить аудитории возможность легко в этой документации ориентироваться. 

В первую очередь, разумеется, необходимо тщательно проработать оглавление. Оно должно быть многоуровневым, с возможностью свертывания и развертывания разделов для облегчения навигации. Во вторую очередь — необходим мощный полнотекстовый поиск по содержимому вашей документации. 

Также хорошей практикой можно назвать использование внутренних ссылок между связанными разделами — это упрощает перемещение между необходимой информацией, — и всплывающие окна с пояснением терминов или иных важных деталей. 

Глоссарий в конце документа также нередко используется для навигации — в случаях, когда пользователю необходимо найти и изучить определенный термин. 

Визуальная привлекательность

Создание качественной технической документации требует не только точного и понятного изложения материала, но и эффективного визуального и интерактивного представления информации. Ведь это повышает вовлеченность читателя и уровень усвоения материала. 

Документерра, будучи современной облачной платформой для разработки и публикации технической документации, поддерживает такие элементы как:

  • таблицы, иллюстрации, примеры кода;
  • раскрываемые блоки, всплывающие надписи;
  • использование как собственных шрифтов, так и сторонних;
  • редактирование контента в режиме HTML-кода.

Дополнять тексты любым необходимым контентом — очень просто за счет интуитивно понятного редактора. Чтобы познакомиться с его возможностями, запишитесь на бесплатное демо. Применение средств Документерры предназначено помочь вам в рамках написания документации любого проекта.

Топ-3 лучших структур пользовательской документации

Приведенные ниже примеры технической документации можно назвать образцом для подражания, потому что они гармонично сочетают полноценность контента с удобством использования и приятным интерфейсом.

Vue.js

Руководство по использованию этого прогрессивного фреймворка для создания пользовательских интерфейсов с первой же страницы четко и лаконично рассказывает, для чего необходим этот продукт и чем он отличается от аналогов. Также пользователь сразу может оценить уровень необходимых знаний и умений и скорректировать свои ожидания от опыта работы с фреймворком. Оглавление слева распределяет контент по категориям — Основы, Продвинутые компоненты, Переходы и анимации и др. Таким образом пользователь может как изучить фреймворк постепенно, так и перейти к конкретному пункту.

API Яндекс.Карт

Яркий интерактивный лендинг позволяет быстро сориентироваться в продуктах в целом:

А непосредственно документация позволяет отдохнуть на минималистичной лаконичности:

GALILEOSKY

Лаконичная база знаний встречает пользователя рядом ответов на самые популярные вопросы:

Дополнительная кнопка слева вызывает удобное всплывающее окно, с помощью которого можно либо сразу получить дополнительную информацию по одному из частых вопросов, либо отправить заявку в службу технической поддержки:

* * *

Создание по-настоящему полезной документации для пользователя — это настоящее искусство, требующее деликатного баланса между информативностью и удобством. 

С одной стороны, мы должны донести до читателя все тонкости работы с продуктом, не пропустив ни одной важной детали. С другой, вручить пользователю стопку сухих инструкций — тоже не выход. Руководство должно быть не только четким, последовательным и логично структурированным, но также интересным и визуально привлекательным.

Секрет кроется в золотой середине, и это видно по примерам, которые мы выбрали для этой статьи: Vue.js c ясным, структурированным описанием фреймворка; Яндекс.Карты с их стильным интерактивным лендингом и минималистичной, но информативной документацией; GALILEOSKY с отличным пониманием нужд пользователя. 

Добиться такой гармонии непросто. Но когда это удается — пользовательский опыт выходит на совершенно новый уровень. И Документерра готова оказать вам поддержку на каждом шаге по пути к этой высоте.