Запросить демо

Пользовательская документация: топ-3 примера

19.01.2024

Содержание статьи:

Как мы уже говорили в предыдущих статьях, пользовательская документация бывает очень разной — это могут быть краткие инструкции по установке, подробные руководства с пошаговыми скриншотами или справочники по всем функциям программы. 

Однако при любом подходе очень важно продумать структуру документации. Именно от структуры зависит, насколько быстро пользователь сможет найти нужный ему раздел и решить стоящую перед ним задачу. Если же разделение логически непоследовательно или отсутствует возможность полнотекстового поиска по документу — использование такой инструкции может превратиться в настоящую муку.

Мы уже рассматривали типичные ошибки при создании руководств пользователя и способы их решения. Теперь давайте изучим положительные примеры — какие подходы к структурированию наиболее эффективны и почему, на какие реальные кейсы стоит ориентироваться.

Эффективная структура пользовательской документации

Как уже было сказано, от того, насколько логично выстроена структура документации, зависит удобство ее использования. 

Оптимальная структура определяется целями и назначением документа. Если это подробная инструкция — она может выстраиваться последовательно по шагам процесса. Если справочное руководство по всем функциям системы — можно разбить на разделы по задачам или модулям. Также содержание документации может зависеть от того, составляете вы ее в соответствии с ГОСТ или нет. 

Принципы организации контента

Есть несколько возможных подходов к разработке и размещению контента с учетом запроса пользователя. 

  • Разделение по задачам. Контент структурирован по реальным задачам пользователя («Как сделать X», «Как настроить Y« и т.д.)
  • Группировка по функциям и модулям. Контент разбивается на разделы в соответствии с основными функциями и особенностями продукта.
  • Структурирование по типам информации. Контент разбивается на общие категории: концептуальную информацию, инструкции, справочные материалы.
  • Пошаговая последовательность. Если для работы с продуктом необходимо пройти обучение или выполнить определенную цепочку действий.

В любом случае исчерпывающая документация должна в итоге охватывать все аспекты продукта. Даже если вам кажется, что пользователь наверняка знает ту или иную информацию, не исключайте ее из руководства. 

Обязательные разделы

Как бы мы ни подходили к разработке документации, ряд разделов можно назвать ключевыми: без них структура вашего руководства не будет эффективной.

  • Вступление: цель создания продукта, решаемые задачи, ключевые преимущества. 
  • Элементы пользовательского интерфейса: предназначение различных экранов и окон.
  • Типовые задачи: конкретные сценарии использования продукта, последовательности действий. 
  • Типовые проблемы и их решения.
  • Часто задаваемые вопросы.
  • Глоссарий: все необходимые термины. 
  • Контакты службы поддержки.

В зависимости от вашего продукта список может расширяться и дополняться такими пунктами, как релизноуты, краткое руководство, API-документация, документация по администрированию и так далее.

Но независимо от количества разделов в оглавлении вашего руководства, стоит помнить о том, как важна актуальность информации в каждом из них. Мало что огорчает пользователя так сильно, как инструкция, которая устарела еще год назад или ссылается на отсутствующие страницы. 

Навигация и поиск в документации

Чем сложнее ваш продукт, тем объемнее документация к нему. А значит, тем важнее обеспечить пользователю возможность легко в этой документации ориентироваться. 

В первую очередь, разумеется, необходимо тщательно проработать оглавление. Оно должно быть многоуровневым, с возможностью свертывания и развертывания разделов для облегчения навигации. Во вторую очередь — необходим мощный полнотекстовый поиск по содержимому вашей документации. 

Также хорошей практикой можно назвать использование внутренних ссылок между связанными разделами — это упрощает перемещение между необходимой информацией, — и всплывающие окна с пояснением терминов или иных важных деталей. 

Глоссарий в конце документа также нередко используется для навигации — в случаях, когда пользователю необходимо найти и изучить определенный термин. 

Визуальная привлекательность

Создание качественной технической документации требует не только точного и понятного изложения материала, но и эффективного визуального и интерактивного представления информации. Ведь это повышает вовлеченность читателя и уровень усвоения материала. 

Документерра, будучи современной облачной платформой для разработки и публикации технической документации, поддерживает такие элементы:

  • таблицы, иллюстрации, примеры кода;
  • раскрываемые блоки, всплывающие надписи;
  • использование как собственных шрифтов, так и сторонних;
  • редактирование контента в режиме HTML-кода.

Дополнять тексты любым необходимым контентом — очень просто за счет интуитивно понятного редактора. Чтобы познакомиться с его возможностями, запишитесь на бесплатное демо

Топ-3 лучших структур пользовательской документации

Приведенные ниже примеры технической документации можно назвать образцом для подражания, потому что они гармонично сочетают полноценность контента с удобством использования и приятным интерфейсом

Vue.js

Руководство по использованию этого прогрессивного фреймворка для создания пользовательских интерфейсов с первой же страницы четко и лаконично рассказывает, для чего необходим этот продукт, для чего он необходим и чем отличается от аналогов. Также пользователь сразу может оценить уровень необходимых знаний и умений и скорректировать свои ожидания от опыта работы с фреймворком. Оглавление слева распределяет контент по категориям — Основы, Продвинутые компоненты, Переходы и анимации и др. Таким образом пользователь может как изучить фреймворк постепенно, так и перейти к конкретному пункту.

API Яндекс.Карт

Яркий интерактивный лендинг позволяет быстро сориентироваться в продуктах в целом:

А непосредственно документация позволяет отдохнуть на минималистичной лаконичности:

GALILEOSKY

Лаконичная база знаний встречает пользователя рядом ответов на самые популярные вопросы:

Дополнительная кнопка слева вызывает удобное всплывающее окно, с помощью которого можно либо сразу получить дополнительную информацию по одному из частых вопросов, или отправить заявку в службу технической поддержки:

* * *

Создание по-настоящему полезной документации для пользователя — это настоящее искусство, требующее деликатного баланса между информативностью и удобством. 

С одной стороны, мы должны донести до читателя все тонкости работы с продуктом, не пропустив ни одной важной детали. С другой, вручить пользователю стопку сухих инструкций — тоже не выход. Руководство должно быть не только четким, последовательным и логично структурированным, но также интересным и визуально привлекательным.

Секрет кроется в золотой середине, и это видно по примерам, которые мы выбрали для этой статьи: Vue.js c ясным, структурированным описанием фреймворка; Яндекс.Карты с их стильным интерактивным лендингом и минималистичной, но информативной документацией; GALILEOSKY с отличным пониманием нужд пользователя. 

Добиться такой гармонии непросто. Но когда это удается — пользовательский опыт выходит на совершенно новый уровень. И Документерра готова оказать вам поддержку на каждом шаге по пути к этой высоте. 

Обновление платформы!
AI-возможности и новый редактор главной страницы доступны уже сейчас.